ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕНЕГ

Зарплатная картаПервая настоящая денежная пластиковая зарплатная карта появилась у меня немногим более трех лет назад.

Именно тогда международный медиахолдинг, в котором я работаю, перешел на выдачу зарплаты через перечисление ее на зарплатную карту.

Первое время было немного грустно от того, что прекратились регулярные, происходившие четко два раза в месяц, дружеские встречи с коллегами из других отделов. С которыми редко общаешься по работе или вообще не пересекаешься по служебным делам.

Разом ушли в прошлое очереди в коридоре перед помещением бухгалтерии, в котором происходило таинство выдачи заработной платы, анекдоты, забавные истории из жизни и разговоры обо всем и ни о чем.

Иногда, впрочем, перемежавшиеся возмущенными возгласами «А вас тут не стояло!» во время ожидания того счастливого момента, когда наконец-то подойдет твоя очередь оказаться у заветного окошка с табличкой «КАССА».

Оказаться для того, чтобы переброситься с кассиршей парой радостных возгласов или фраз, иногда даже остроумных. И получить от нее заслуженное вознаграждение денежными знаками за свой скромный труд.

Получение зарплаты по-новому стало проходить тихо, мирно, солидно.

И как-то неинтересно.

Единственным развлечением, оставшимся от той активной общественной жизни, переживаний, суеты и шутливой толкотни у окошка кассы, стало коллективное прослушивание массового одновременного прихода смсэсок на сотовые телефоны отдельских коллег. Оповещающего об очередном благополучном перечислении электронных денежных средств на именные зарплатные карточки.

Сам непосредственный переход на выдачу зарплаты при помощи карточек проходил в несколько нервозной обстановке.

На все про все, от первого официального известия о том, что с очередного месяца получение зарплаты будет происходить в электронном виде и, собственно, до первого общения с банкоматом по поводу выдачи им заработанных денег, ушел месяц.

И весь этот месяц, как никакой другой, был полон всевозможных слухов, пересудов и пугалок друг друга. Надуманных и искаженных. Смешных, озорных и не очень.

Все это отнюдь не способствовало росту авторитета электронных денег, чувства удобства от их использования в повседневной жизни и желания идти с документами в бухгалтерию для оформления зарплатной карты.

Порой рука так и тянулась написать заявление с просьбой о выдаче зарплаты по-старому. Возможность чего, в исключительных случаях, вроде бы как предоставлялась руководством нашего медиахолдинга.

В качестве примера одной из самых курьезных пугалок, с неподдельным внутренним трепетом передаваемой из уст в уста в нашей компании в течение пары недель, можно привести вот эту.

Оказалось, что банк, с которым наш медиахолдинг непонятно из каких соображений заключил договор на зарплатное обслуживание, малоизвестен и имеет всего два или три фирменных банкомата во всем городе.

А это создавало серьезные сложности со снятием с карты наличных денежных средств. Потому как нужно было либо ехать за тридевять земель снимать деньги в его фирменных банкоматах без процентов. Либо снимать их в удобном близком месте в нефирменном, но платя за это удобство процент из своего кармана.

Неудобно. Накладно. Досадно. И даже где-то обидно.

Под этот шумок довольно значительная часть сотрудников нашей компании стала держателями карточек международной сети торговых центров «METRO Cash&Carry», один из представителей которой территориально расположен на расстоянии пешеходной доступности от моего места работы.

На том простом основании, что один из фирменных банкоматов находится как раз в этом супермаркете. А также из-за того, что вход в торговый центр «METRO Cash&Carry» возможен только по такой специальной метровской карточке.

А заиметь карточку, то есть стать ее держателем, скажем так, далеко не очень просто.

Впоследствии, правда, выяснилось, что банкомат стоит в торговом центре в зоне свободного доступа. И чтобы пройти к нему и снять деньги вовсе не нужно ничего предъявлять.

Но метровские карточки, разумеется, никто после этого выяснения обратно возвращать и сдавать не стал. Зачем? Отличный магазин, расположенный недалеко от места работы.

А незадолго до перечисления первой электронной зарплаты выяснилось, к тому же, что хотя наш зарплатный банк и малоизвестный, но у него, оказывается, заключен специальный договор с ведущими банками, имеющими свои представительства в нашем городе, на беспроцентное снятие наличности с их банкоматов по нашим зарплатным картам.

И, соответственно, у сотрудников нашей компании есть прекрасная возможность обналичиваться чуть ли не на каждом углу. Лишь бы около него был расположен банкомат практически любого банка.

Поначалу отдельные сотрудники нашей компании, особенно старшего возраста и женского пола чуть ли не падали в обморок от одной мысли, что нужно как-то вставлять карту в банкомат, набирать код и совершать еще какие-то непостижимые дополнительные манипуляции для получения своих кровно заработанных денег.

Не скрою, и мне в первый раз было реально страшно сувать своего финансового пластикового друга, в памяти встроенного чипа которого хранилась информация о денежном эквиваленте моего полумесячного труда, в хищное безжалостное нутро железного монстра под названием банкомат.

А вдруг сделаешь что-то не так? И вся информация о деньгах сотрется? А если в это время какой-нибудь злодей подскочит сзади, выхватит снятые деньги и скроется с ними в неизвестном направлении? А если банкомат «съест» карточку и «Спасибо!» не скажет? Или выдаст меньше, чем положено?

И еще много всяко-разных «а вдруг…» и «а если…» возникало в парализованном страхом различных неудач и катастроф мозгу новоиспеченного картовладельца.

Но постепенно, в течение примерно полугода, все, даже самые отъявленные противники и бояки электронной выдачи зарплаты, привыкли-притерлись к новой системе.

И даже немного наигранно хорохорясь между собой, говорили: «Как это мы раньше жили так неудобно — ходили получать деньги в кассу? То ли дело сейчас: все замечательно приходит на карту! Когда надо пошел и снял сколько нужно. Зарплатная карта рулит!»

По поводу «снял сколько нужно» тоже можно привести несколько забавных наблюдений.

В холле бизнес-центра, в котором половину этажа арендует наш медиахолдинг, стоит пара банкоматов.

Так вот, в первое время после перехода на новую зарплатную систему, в день перечисления, буквально через час-другой после получения смсэсок о поступлении средств на счет сотрудников компании, банкоматы оказывались пусты.

Народ массово нападал на них, стремясь полностью обналичить все, что поступило на карту, и по привычке набить кошельки всей причитающейся наличностью.

Банкоматы, естественно, долго не могли выдерживать столь массированной атаки.

Сначала выбрасывали белый флаг, начиная выдавать все без исключения суммы только мелкими купюрами. Поскольку все крупные уходили в первую очередь. И доставались первым счастливым снимателям.

А потом, когда заканчивались и мелкие, признавали полное поражение, высвечивая на своих экранах одинаковые мигающие надписи: «Указанная к выдаче валюта в банкомате отсутствует!»

И так продолжалось до тех пор, пока еще через несколько месяцев активной практики общения с банкоматами владельцы карт не осознали простую житейскую истину, что можно и не снимать сразу все, что поступило.

А совершенно спокойно можно снимать частями, по мере необходимости. Не нагружая свой кошелек или портмоне излишними купюрами.

А еще через какое-то время, с развитием возможности оплачивать покупки в магазинах, как реальных, так и виртуальных, а так же совершать коммунальные и прочие платежи через Интернет при помощи основного платежного инструмента, каким является все та же зарплатная карта, и вовсе стали отказываться от взаимодействия с банкоматами.

Которые теперь одиноко стоят на своих местах, изредка выдавая редким нуждающимся бумажки с изображением денежных знаков.

Бумажки, становящиеся все более ненужным, немодным и неудобным средством платежа.

Ваше мнение очень важно для меня!
Пожалуйста, оставьте комментарий!