ГРАБАРЬ: ХУДОЖНИК

Художник ГрабарьПетербургская Академия художеств в 1894 году была полностью реформирована.

Под руководством И.Е. Репина и А.И. Куинджи она постепенно переходила в статус учреждения ведающего всей государственной политикой в искусстве.

Точно также как Академия наук была главенствующим органом в научной области.

В стены Академии художеств ворвался свободолюбивый дух реалистичного искуства.

Пришли новые преподаватели, сменив старый преподавательский состав. В программу обучения были введены новые дисциплины по истории искусства, анатомии, перспективе.

Сроки обучения в Академии не нормировались.

Можно было учиться и два года, а можно было и лет семь.

Все определялось талантом и решением педагогов.

Вот в такое обновленное учебное заведение в 1894 году, через год после окончания Петербургского университета, и решил поступать юрист Игорь Грабарь.

В октябре, пройдя вступительный экзамен, на котором, кроме предоставления своих «домашних работ» в виде картин, рисунков и эскизов, нужно было еще «в живую» нарисовать портрет натурщика, он вошел в число двадцати принятых из более чем двухсот поступавших.

Учился в мастерской Ильи Ефимовича Репина, который и был его главным академическим педагогом.

Однако и учась в Академии, Игорь Грабарь продолжал литературное и художественное сотрудничество с журналом «Нива». Публикуя в нем свои рисунки, иллюстрации и статьи на темы искусства.

Это сотрудничество и позволило ему осуществить две поездки по Европе.

Одну обзорную в 1895 году. В течение нескольких месяцев художник Грабарь знакомился с музеями, картинными галереями и школами художников-мастеров Германии, Италии, Франции.

Вторая поездка, начавшаяся в июле 1896 года, была более продолжительной.

Художник АшбеГодовое обучение в Мюнхене у крупнейшего европейского педагога живописи Антона Ашбе привело к созданию собственной школы на немецкой земле.

Антон Ашбе, учитель, к которому Игорь Грабарь приехал обучаться тонкостям искусства рисования в качестве ученика, через год наставничества сам предложил Игорю разделить свою школу напополам.

В одной половине педагогом так и остался Антон Ашбе.

Учить мастерству писать картины в другой половине школы стал Игорь Грабарь.

Эта школа была на очень хорошем счету и котировалась в художественной среде как одна из лучших, если не как самая лучшая школа, в Мюнхене, да и, пожалуй, в мире.

А поэтому приток учеников в нее, готовых отдавать немалые деньги за повышение своей художественной квалификации, был довольно высоким.

В одной половине школы обучалось порядка двадцати учеников.

Вот так исключительно высоко учитель Ашбе оценил способности ученика Грабаря.

После этого разделения Игорь Грабарь смог отказаться от финансовой поддержки «Нивы».

Которая была крайне необходима ему для осуществления этих двух поездок в Европу. И которая предоставлялась в обмен на написание статей и создания иллюстраций для журнала.

Смог отказаться и целиком сосредоточиться на высоком искусстве.

Девушка в игрушечном магазине и дама с собакойВторая поездка, первоначально намечавшаяся на два года, продлилась на гораздо большее время — до июня 1901 года.

Пейзажи, любимая художественная тема Грабаря, окончательно перестали «зажигать» его в Европе. Все чаще ему стало казаться, что он гость на европейской земле. Причем гость уже сильно засидевшийся в гостях.

И все больше его одолевали мысли, что художнику надобно сидеть дома и изображать свою, близкую ему, родную, а не чужую жизнь.

Игорь Грабарь вернулся в Петербург.

Начал сотрудничество с журналом и одноименной выставочной организацией «Мир искусства» под руководством С.П. Дягилева и Д.В. Философова.

Зарабатывал на жизнь тем, что выставлял на выставках этой организации свои картины для продажи.

Картины с выставок задорого раскупались коллекционерами. И свободный художник Грабарь мог позволить себе заниматься исключительно художничеством.

Уголок усадьбы и золотые листьяПосле распада «Мира искусства» и образования «Союза русских художников» в начале 1903 года Игорь Грабарь переезжает в Москву.

Здесь на одной из выставок, организованных «Союзом русских художников» он знакомится с художником и меценатом Николаем Васильевичем Мещериным.

И в начале 1904 года по настоятельному приглашению Н.В.Мещерина приезжает погостить в его подмосковное семейное имение Дугино.

Как казалось по началу и самому Грабарю — это всего лишь обыкновенная недельная поездка, предпринятая исключительно с целью получения новых пейзажных впечатлений.

Поездка, однако, вскоре превратившаяся в самый плодотворный, причем, многолетний период творчества.

В Дугино у Игоря Грабаря начался художественный и жизненный расцвет.

Который продолжался целых тринадцать лет.

Сирень и незабудки и утренний чай

НЕБОЛЬШОЕ АУКЦИОННОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

30 ноября 2010 года на лондонских торгах Sotheby’s пейзаж И.Э. Грабаря «Дельфиниумы» был продан за 181 250 английских фунтов стерлингов.

А 9 июня 2012 года на торгах аукционного дома «Русская эмаль» его же натюрморт «Груши на красной скатерти» был продан уже за 36 миллионов рублей, фактически за миллион долларов.

Вот так исключительно высоко ценятся нынче произведения художника Грабаря.

Дельфиниумы и груши на красной скатерти

3 комментария

  • Виктор:

    Грабарь всесезонный художник :)

    Позволю себе немного рекламы. В Автомонографии Игорь Эмануилович писал «В мае 1925 года у меня родился сын, и для детей надо было искать дачу, оселились в Косине, по Казанской дороге, где меня соблазнили два красивых озера Белое и Черное и где мы прожили два лета. Первое лето я был непрерывно занят неотложными делами по музейному отделу и реставрационным мастерским, то и дело тревожимый, почему писать пришлось мало... Летом 1926 года я подвергся операции аппендицита, которая отняла у меня около двух месяцев, ибо я не сразу смог начать работать. Оправившись, я написал два этюда на озере, в одном из которых сделал попытку передать ощущение, давно меня уже занимавшее.»

    Июльский этюд «На озере» всем известен, он экспонируется в Русском музее. А сентябрьский «Осень на озере» — давно никто не видел (если кто-то видел вообще). Он будет выставлен на продажу в аукционном доме Русская Эмаль 23 апреля. Welcome!

  • Наталья:

    Константин.Я конечно понимаю — февраль холодный депрессивный месяц. Но надо иногда заставлять себя гулять. А ты все пишешь и пишешь. Я не успеваю читать. Помедленнее пожалуйста )))

    • Константин Одарий:

      Просто хотелось закончить именно в феврале цикл статей о Грабаре. Все-таки он более всего зимний, точнее февральский, художник. Ну, вроде, успел! Вот завершающий пост про него.

      Завтра весна! Пожалуй, Наталья, воспользуюсь твоим советом и пойду погуляю. С легким чувством законченности почти месячной работы! :) ))

Ваше мнение очень важно для меня!
Пожалуйста, оставьте комментарий!