ГРАБАРЬ: АКАДЕМИК

Автопортрет в шубе, 1947 год16 января 1913 года сильно пострадал один из экспонатов Третьяковской галереи.

А именно, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Ее изрезал ножом душевнобольной посетитель галереи.

Этот частный случай привел к отставке тогдашнего попечителя галереи И.С. Остроухова.

И сразу же встал вопрос о назначении нового попечителя, а по существу — директора Третьяковской галереи, кандидатуру которого утверждала городская дума Москвы.

К этому времени Игорь Эммануилович Грабарь картины, а также статьи, обзоры и книги об искусстве которого высоко ценились и были широко известны, стал уже достаточно заметной и авторитетной фигурой в художественном обществе города.

В результате именно его кандидатура, как наиболее подходящая, была выдвинута на эту должность, а затем и утверждена большинством думских голосов.

Со 2 апреля 1913 года И.Э. Грабарь становится попечителем галереи.

Государственная Третьяковская галереяДо этого времени Игорь Эммануилович был свободным художником и свободным писателем. Но именно с этого дня можно начать отсчет его руководящей и организационной работы в искусстве.

При нем галерея из частного собрания картин постепенно превращается в музей европейского типа. Формируется новая экспозиция галереи. Составляется ее полный научный каталог. Вводится систематическая фотофиксация экспонатов и картин.

С 1916 года по его инициативе при галерее создаются реставрационные мастерские. В которых под его же руководством разрабатываются основы совершенно нового для того времени научного реставрирования и музейного хранения коллекции.

СМЕНА ЭПОХ

Ленин у прямого провода, 1927-1933 годыОктябрь 1917 года ознаменовался тем, что в России свершилась революция.

И общественно-политический строй в стране сменился на социалистический.

Однако на художественно-реставрационную деятельность И.Э. Грабаря это никаким кардинальным образом не повлияло.

Он и после революции так и остался директором Третьяковки.

А кроме того, 10 июня 1918 года реставрационные мастерские при галерее получили официальный статус: Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи.

В 1924 году сменив его название на Центральные государственные реставрационные мастерские.

Центральные государственные реставрационные мастерские, 1929 годУсилиями Игоря Эммануиловича в ЦГРМ удалось собрать лучшие научные кадры того времени, цвет российской реставрации: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков.

Реставрация настолько захватила Грабаря, что в 1925 году он ушел с поста директора к тому времени уже Государственной Третьяковской галереи.

И на ближайшие пять лет целиком посвятил себя реставрационной деятельности в созданных им же Центральных государственных реставрационных мастерских.

Сегодня это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря — крупнейший российский реставрационный комплекс.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. ГрабаряВ мае 1928 года было установлено новое звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Игорь Эммануилович получил его первым. Именно за свои реставрационные заслуги.

Самыми значительными эпизодами в его реставрационной деятельности были: реставрация иконы «Троица» Андрея Рублева, где он принимал непосредственное участие и реставрационная работа в Троице-Сергиевой лавре, где он был уже консультантом Ученого совета.

А еще в мастерских восстанавливались такие мировые сокровища как античная керамика, средневековые рукописи, живопись из коллекции Дрезденской галереи, панорама «Бородинская битва» Франца Рубо, древнерусские иконы.

И тем не менее, в 1930 году Грабарь уходит с поста и директора мастерских.

Тоска по живописи снова взяла вверх.

Может быть, здесь свою роль сыграло еще и то, что на протяжении 1920-х годов он много ездил по миру.

И по приглашению иностранных музеев в качестве крупного эксперта и высококлассного специалиста-искусствоведа в области живописи.

И.Э Грабарь представляет картины в Нью-Йорке, 1924 годИ занимаясь организацией выставок советских художников, проходивших за рубежом.

И как неоднократный участник международных выставок с собственными работами.

Вот только небольшой перечень его международной деятельности того времени.

1922 год — XIII Международная выставка искусств в Венеции, на которой он работает в комитете по устройству ее русского отдела.

1923 год — подготовка и проведение выставки русского искусства в Америке, для которой он составляет полный каталог, пишет к нему введение. А также занимается активной пропагандой выставки в Нью-Йорке и других городах США.

1929 году — Германия, куда он едет с выставкой древнерусской иконописи.

А может, еще из-за того, что к этому времени он уже пенсионер. И может позволить себе снова, как и в дугинской молодости, заниматься только художничеством и писательством.

В 1933 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла в свет двухтомная книга о Репине, писать которую Грабарь начал еще в 1914 году.

20 января 1936 года он закончил автомонографию своей жизни. Подробно описав свои воспоминания о царской и социалистической России.

Однако Великая Отечественная война не позволила Грабарю мирно почивать на лаврах искусства и вести спокойную жизнь советского пенсионера.

Нанесенный и продолжающийся наноситься войной ущерб необходимо было восстанавливать. В том числе и в искусстве.

1 сентября 1944 по распоряжению Правительства СССР вновь создается Центральная реставрационная мастерская, закрытая в 1934 году.

И с этого времени Грабарь вновь начинает занимается реставрацией.

На этот раз в роли организатора и научного руководителя «новой» мастерской.

Снова набираются кадры мастеров-реставраторов, иногда даже отзываемые с фронта.

Снова отрабатываются методики и процессы восстановления исторических ценностей.

И вновь начинается кропотливая, но захватывающая реставрационная деятельность.

Да и после войны, несмотря на преклонный возраст, он не перестает заниматься научной и руководящей работой в области искусства.

С 1921 по 1946 год И.Э. Грабарь профессор Московского государственного университета. На отделении искусств которого он читает лекции по научной реставрации, ее теории и практике. В то время такие лекции не читались ни в одном университете мира.

С 1937 по 1943 годы исполняет обязанности директора Института имени В.И. Сурикова.

С 1943 по 1946 год руководит Всероссийской Академией художеств и Институтом живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде.

С 1944 года он основатель и руководитель Института истории искусств АН СССР, созданного по его инициативе и который возглавлялся им до конца жизни. Главной задачей коллектива ученых этого института и самого Игоря Эммануиловича стала подготовка и выпуск современной версии «Истории русского искусства» — многотомного издания, которое выходило с 1954 по 1962 годы.

К тому же он действительный член АН СССР с 1943 года и действительный член Академии художеств СССР с 1947 года.

Березовая аллея, 1940 год и Зимний пейзаж, 1954 годВ 85 лет Игорь Эммануилович Грабарь получил звание народного художника СССР.

И в этом же году он принимает участие в одном из самых известных форумов современного искусства — 18-м биеннале в Венеции.

В числе его наград два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени.

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ТВОРЧЕСТВА

Но это все официальные заслуги и признания его таланта и руководящих способностей.

Меня же, чем больше я узнавал особенности биографии Игоря Эммануиловича, все сильнее занимал вопрос: где он находил силы и время для того, чтобы сначала учиться и писать картины, а затем руководить и писать кроме картин еще и книги?

Где он черпал творческую энергию, а главное желание столько всего делать и при этом успевать совершенствоваться?

Что позволяло ему, даже несмотря на колоссальные перемены в стране и прогресс науки и техники, постоянно находиться на вершине творчества и не переставать всю жизнь заниматься своим любимым делом, какие бы внешне объективные обстоятельства не мешали ему это делать?

Причем заниматься на таком уровне, что считаться специалистом мирового класса, к словам и мнению которого прислушиваются не только в России, но и за рубежом и быть художником, произведения которого почитают за честь разместить в своих коллекциях ведущие картинные галереи мира?

Ответ на все эти вопросы я нашел на последней странице его автомонографии.

1.К главному делу жизни отношение должно быть одержимое до страсти. Без этого любое занятие не даст никаких ощутимых результатов. Подлинная страсть и одержимость не заглохнет и не зачахнет при возникновении любых помех и препятствий. Наоборот, будет усиливаться и расцветать. А если заглохнет и завянет — значит, это не подлинный интерес к делу. И это не главное дело жизни.

2.Должна быть воля к труду. И лучший отдых — это перемена деятельности.

3.Еще в мюнхенские годы И.Э. Грабарь выработал привычку ложиться спать в девять часов вечера, а вставать в четыре утра. Конечно, приходилось жертвовать многими вечерними мероприятиями: концертами, театрами, собраниями и т.д. Но зато в утренние часы, когда никто не мешал, можно было многое успеть сделать.

4.Совет П.И. Чайковского, полученный еще в студенческие годы и которому Игорь Эммануилович следовал всю жизнь — при сомнениях в себе или творческой депрессии работать с утроенной силой и интенсивностью. Такая работа непременно пробьет все сомнения и вернет веру в свои силы.

5.Любой человек может достигнуть просто фантастических результатов, таких о чем и подумать не мог даже в своих самых смелых мечтах. Нужно лишь настойчиво и вдумчиво трудиться. Изо дня в день.

6.Никогда, ни в один день нельзя довольствоваться своими достигнутыми результатами. То, что было сделано вчера — сегодня уже никуда не годится. То, что сделано сегодня — еще терпимо. И только подлинно совершенное будет создано завтра.

7.Постоянно стремиться к тому, чтобы сегодня знать и уметь больше, чем вчера. А завтра знать и уметь больше, чем сегодня.

СНЕГ И БЕРЕЗЫ

Зимний пейзаж, 1951 год и Иней, 1952 годВ предыдущих постах затронуто далеко не все, что успел совершить за свою жизнь И.Э. Грабарь.

Он был юристом, художником, писателем, музейщиком, реставратором, скульптором, архитектором, педагогом, руководителем институтов и основателем целых направлений в искусстве и науке.

Пожалуй, не было в России двадцатого века человека более многогранного, так ярко проявившего себя в самых разных областях и сферах искусства и оказавшего столь мощное личное творческое и организационное воздействие на формирование целых его направлений.

И при всем при этом он больше всего любил изображать на своих картинах снег и березы средней полосы России. Своей второй родины.

Самая знаменитая его картина «Февральская лазурь» — это именно снег и березы.

И Россия…

Художник-академик российской зимы Игорь Эммануилович Грабарь.

Ваше мнение очень важно для меня!
Пожалуйста, оставьте комментарий!